ГОРОД В ФОКУСЕ

Инструменты для городского управления
и решения бизнес-задач

В современных условиях управления городами крайне важно понимать структуру и динамику мегаполисов. Где люди живут и работают? Какие объекты досуга популярны в районе? Какие объекты собирают лайки и генерируют трафик?

Используя базовые ГИС-инструменты, мы покажем экспресс-метрики городской жизни: от анализа улично-дорожной сети и плотности населения до исследования точек интереса и визуализации активности в социальных сетях.
Читать

ГОРОДСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ —
ZOOM OUT

В первой части спецпроекта расскажем про 3 ключевых элемента городской жизни — это дороги, люди и точки интереса. Улицы и дороги являются каркасом города и задают контекст для любого проекта. Точки интереса — это магниты для людей, их качество и распределение по территории формирует определенные паттерны поведения, а также может значительно влиять на престижность локации (достаточно вспомнить про «Патрики»). Люди — главный элемент любого города, и от корректной оценки концентрации населения будет зависеть финансовая модель проекта.

Конечно, существует большое количество других не менее важных элементов городской жизни, но на старте работы над любым проектом именно дороги, люди и точки интереса позволяют определить наиболее перспективные места для развития бизнеса и адаптироваться к изменяющимся городским тенденциям.

Из точки А в точку В — какой маршрут выбрать? Space Syntax Choice

Источник: расчеты Аналитического центра МУФ на основе открытых данных

Space Syntax (пространственный синтаксис) — это метод изучения городов, основанный на понимании людей и их движения в пространстве. Идея метода заключается в том, что потоки людей определяются пространственным расположением улиц. Это значит, что потоками можно управлять за счет грамотного проектирования улиц, и наоборот — что анализ улично-дорожной сети позволяет делать прогнозы о том, как люди будут использовать пространство.

В рамках дисциплины Space Syntax существует широкий спектр параметров для измерения пространственных закономерностей. Для прогнозирования потенциального трафика транспортных средств мы выбрали параметр «выбор», который отражает потоки движения. Инструмент моделирует множество ситуаций, когда люди, передвигаясь по городу на машине, выбирают наиболее прямые и удобные маршруты. Понимание того, какие участки являются наиболее оживленными, для бизнеса означает возможность скорректировать свою бизнес-модель и грамотно расположить объект в городе.

На карте Москвы желтым цветом обозначены участки УДС с наибольшим значением показателя выбора — это означает, что через них проходит наибольший поток транспортных средств.

Известно, что Москва обладает радиально-кольцевой транспортной системой. Полученные нами результаты подтверждают это, но с некоторыми уточнениями — наиболее интенсивные потоки радиальные, т.е. идущие от центра к окраинам (пр. Мира, Ленинградский пр., Ленинский пр., Варшавское ш.). Кольцевая структура менее выражена, наиболее загруженной кольцевой магистралью является МКАД, особенно его западная часть.

В границах Садового кольца расположены участки УДС с максимальным транспортным трафиком. Это объясняется их центральностью — они выступают связующим звеном всей транспортной сети, поэтому через них проходит наибольший поток транспортных средств. Это такие улицы, как Яузская, Солянка, Моховая, Серафимовича и Большая Якиманка.

Потенциал локации — где живет ваш покупатель? Density Grid

Источник: расчеты Аналитического центра МУФ на основе открытых данных

Density Grid (расчет плотности по сетке) — это способ визуализации и анализа данных путем их наложения на сетку (чаще всего гексагональную или квадратную). Пространство разбивается на одинаковые ячейки, в каждой из которых рассчитывается определенный показатель, например, количество человек, зданий, деревьев, кафе или других объектов. Затем ячейки ранжируются относительно друг друга в соответствии с полученными значениями. Основной принцип анализа заключается в разбивке сложных данных на одинаковые части, что значительно упрощает интерпретацию.

Один из самых распространенных применений метода — построение карты плотности населения. Инструмент позволяет с высокой точностью определить, как распределено население по городу; выявить места, где живет наибольшее количество потенциальных пользователей инфраструктуры, а также потребителей товаров и услуг.

На карте изображена плотность постоянного населения Москвы. Ячейки с максимальной плотностью населения окрашены в желтый цвет, с минимальной — в фиолетовый.

Самые густонаселенные районы города — «спальные районы» на периферии. В центре города плотность населения ниже — здесь сконцентрированы деловые, досуговые и иные нежилые функции.

Задавались ли вы вопросом — сколько человек проживает в границах ТТК? Мы посчитали — около 1 млн чел. или 7% населения всей Москвы. Кажется, что плотность населения внутри ТТК ниже, чем на периферии города. Но на самом деле средние показатели внутри ТТК и за его пределами практически одинаковые, что объясняется различиями в типологии застройки и озелененности пространств.

Еще один масштаб, в котором можно проводить исследование — зона обслуживания определенного объекта. Например, станция метро «Марьино» востребована как минимум у 100 тыс. горожан. Именно такое количество человек проживает в 15-минутной пешей доступности от этой станции метро.

Хлеба и зрелищ — какие точки интереса сконцентрированы в вашей локации? Heatmap

Источник: расчеты Аналитического центра МУФ на основе открытых данных

Тепловая карта (Heatmap) — это способ визуализации большого количества точечных данных. Тепловая карта с помощью цвета показывает плотность распределения точек и помогает выявить зоны концентрации в пространстве — чем интенсивнее цвет, тем больше объектов находится в этой зоне.

Визуализация данных с помощью тепловых карт значительно улучшает их понимание, а их визуальная привлекательность находит прямой отклик у пользователя. Такое интуитивно понятное изображение можно использовать для анализа расположения коммерческих объектов, визуализации данных о преступлениях, дорожных происшествиях, плотности застройки и многих других данных.

Мы проанализировали 29 тыс. объектов по трем категориям (питание, спорт и развлечения) и построили по ним тепловые карты.

1
Общее

Больше всего объектов всех категорий расположено в центре города. Для сравнения — плотность объектов в границах ТТК в 4,5 раза выше, чем в южной части города. Однако самая яркая территория на карте — деловой район «Москва-Сити» — здесь сконцентрировано более 300 объектов.

За пределами центра организации в основном тяготеют к станциям метро. Скопление объектов у метро особенно заметно в северной части Замоскворецкой (зеленой) и восточной части Арбатско-Покровской (синей) линий метро. Высокая плотность организаций также характерна для ТЦ.

2
Еда

Наибольшая концентрация объектов питания — в центре города. За его пределами скопление объектов питания наблюдается около станций метро (особенно выделяются «Менделеевская» и «Бауманская»), а также в ТЦ за счет расположения в них фудкортов.

3
Развлечения

Развлечения также в основном сконцентрированы в центре города. Кроме того, выделяются ВДНХ и Измайловский кремль, где в одной локации сосредоточено большое количество музеев и экспозиций.

4
Спорт

Спортивные объекты располагаются иначе — они рассредоточены в пространстве. Принцип их локации напоминает равномерное покрытие города социальными объектами. Спортивные объекты прочно вошли в повседневность, их посещение — стиль жизни современного человека.

ЛОКАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ —
ZOOM IN

Во второй части спецпроекта перейдем на более крупный масштаб и детально рассмотрим 2 метрики, которые отлично иллюстрируют поведение людей в городе — пешеходную активность на улицах и излюбленные локации для создания фотоснимков.

Люди, передвигающиеся по городу — это потенциальные клиенты, покупатели, пользователи услуг. Где поставить рекламный щит? С какой стороны организовать вход в парк или где снять помещение в аренду? На эти и другие вопросы, связанные с поведением людей, поможет ответить Space Syntax в связке с другими инструментами геомаркетинга (например, Social Media Vision).

По мере роста популярности социальных сетей и систем геопозиционирования объем геоданных значительно вырос, и теперь мы можем более точно определять, что привлекает людей в городе. Анализ подобных данных позволяет определить популярные локации и образ места, который будет влиять на маркетинговую стратегию бренда.

В совокупности, изучение социальных сетей и города глазами пешехода помогает принять точечные решения для развития бизнеса.

Куда идут пешеходы? Space Syntax Integration

Источник: расчеты Аналитического центра МУФ на основе открытых данных

В первой части спецпроекта мы уже рассказывали о работе инструмента Space Syntax и о том, как при его помощи можно посчитать транспортные потоки. Помимо этого, при помощи Space Syntax (параметр «интеграция») можно узнать потенциал использования сегмента улично-дорожной сети пешеходами. Чем больше количество связей сегмента с другими улицами в радиусе пешеходной доступности, тем выше степень его интегрированности в пешеходные маршруты горожан и гостей города.

Иными словами, до таких улиц легко добраться пешком за 5-10 минут, поэтому там обычно активное движение. С помощью подобного анализа можно определить, на каких участках улично-дорожной сети выгодно расположить бизнес, чтобы охватить большее количество населения.

На карте Москвы желтым цветом обозначены участки УДС с наибольшей связностью — это означает, что эти участки наиболее интегрированы в пешеходные маршруты горожан.

Улицы внутри Садового кольца формируют исторически сложившуюся мелкую сетку, которая идеально подходит для передвижения пешком. В центре города большинство пешеходных маршрутов проходит через Тверскую и Моховую улицы, а также Театральный проезд.

С точки зрения городского управления, сегменты с наименьшей интеграцией можно рассматривать как вызов или потенциал территории. Среди них промышленные зоны — крупные участки, не привлекательные для пешеходов и нарушающие связность территории. Другой пример — железные дороги. Они являются пешеходными барьерами. Единственный способ их преодолеть — мосты. Такие переходы показывают высокую связанность, поскольку по ним неизбежно направляются пешеходные потоки.

Бренд волл в масштабе города — как определить места впечатлений? Social Media Vision

Источник: расчеты Аналитического центра МУФ на основе открытых данных

Social Media Vision (мониторинг социальных сетей) — это метод цифровой антропологии, который помогает изучить цифровой след. Где людям нравится проводить время? Какими местами они делятся с друзьями? Об интересе жителей и туристов говорит количество фотографий в локации.

Цифровой след отображается с помощью тепловой карты, о которой мы уже рассказывали. Она позволяет понять паттерны поведения людей в городе, составить представление об их отношении к разным местам в разное время суток и время года. Такой анализ позволяет понять, какие локации пользуются спросом и менялась ли популярность места с течением времени.

Через понимание того, что привлекает людей и где в городе недостаточно фотогеничных мест, можно выстраивать туристическую стратегию, формировать бренд города или бизнеса.

На карте представлены самые популярные/фотографируемые места Москвы в пределах ТТК за 2022 год в разные сезоны.

Люди чаще всего фотографируют локации в центре города, особенно в пределах Садового кольца. Несмотря на это, абсолютный лидер по количеству сделанных фотографий — Москва-Сити.

Есть всесезонные локации, которые популярны независимо от времени года — например, Красная площадь, «Зарядье», ТЦ «ГУМ» и Манежная площадь. А есть, наоборот, сезонные локации. Например, «Аптекарский огород» популярен только весной, когда там фотографируют цветение. Набережные и Московский зоопарк также более популярны в теплое время года.

Интересно проследить не просто популярность той или иной локации, а закономерности в пределах одного места. Например, парк «Зарядье» — зимой люди чаще всего фотографируются у зданий, в то время как летом — по всей территории парка, а Парящий мост популярен в любое время года.

МАРШРУТ ПОСТРОЕН

В предыдущих разделах вы познакомились с современными инструментами городского аналитика, способными помочь в решении как управленческих, так и бизнес-задач. Можно ли с их помощью выбрать, чем заняться после дня, полного экспертных дискуссий, дебатов и бизнес-знакомств? Почему бы и нет? С помощью Space Syntax мы отобрали для вас оживленные улицы и тихие уголки для разнообразной прогулки. Запечатлеть визитные карточки столицы предлагаем в излюбленных местах для фото — их мы определили, используя Social Media Vision. В завершение прогулки рекомендуем поесть в заведениях, одобренных посетителями и экспертами: с помощью анализа социальных сетей выбрали для вас лучшее с тепловой карты (Heatmap).

Подобранные для вас места и маршруты позволят в полной мере ощутить дух столицы, зарядиться ее энергией и обнаружить для себя что-то интересное в исторической и современной Москве.

Москва историческая
Сочетая анализ исторических карт с ГИС-методами, мы можем вписать легенду места в современный контекст. Хотите узнать, где иноземцы поили русских пивом? Какой район Москвы богат памятниками авангарда? На карте собраны места, где в стародавние времена находились слободы, в советский период были сооружены выдающиеся градостроительные комплексы, необычные станции метро и, конечно, где снимались знаменитые фильмы. Маршрут «Кинолента Москвы» проведет мимо знакомых локаций, открывая новые смыслы городского пространства.

Москва современная
Совместный обед или ужин — то, что нужно после долгих бизнес-встреч. Собрали для вас лучшие кафе и рестораны недалеко от «Зарядья», отмеченные специальными рейтингами. Захотите окунуться в мир искусства? Тогда подборка нетривиальных музеев и выставочных пространств — для вас. Отличный способ завершить летний день — освежающая прогулка на речном трамвайчике, маршрут которого отмечен на карте. По пути обратите внимание на топовые локации для создания фотоснимков, они помогут сохранить воспоминания об этом дне.

Подробный интерактивный маршрут:

Над проектом работали

Виктория Мальцева, Маргарита Коровина, Полина Стрельцова, Ксения Курбанова, Екатерина Старицына, Умус Сулейманова, Татьяна Жарёнова, Владимир Лысенко, Екатерина Лысенко

Сотрудничество с нами даст вам доступ к надежным исследованиям и экспертному мнению в сфере городского развития

Аналитический центр координирует исследовательскую программу Московского урбанистического форума, осуществляет аналитическую поддержку Департамента градостроительной политики Москвы, предоставляет информационно-консультационные услуги в сфере урбанистики и градостроительства. Кроме того, наша команда реализует образовательные, издательские и отраслевые событийные проекты.